Объем продаж овощей и фруктов превысит 2 трлн в 2024 г. - РСХБ

7 ноября 2024

В рамках Global Fresh Market эксперты Россельхозбанка проанализировали рынок овощей и фруктов. Самыми популярными продуктами из этой категории (более 50% продаж) в 2024 году стали томаты, огурцы, яблоки и бананы. По оценкам Россельхозбанка, объем торговли овощами и фруктами может превысить 2 трлн рублей по итогам текущего года.


Овощи и фрукты – важнейшие составляющие продуктовой корзины россиянина. Ежегодно их потребление растет: в среднем за прошлый год россияне съедали по 66 кг больше фруктов и ягод и по 105 кг овощей и бахчевых. По итогам этого года, по прогнозам РСХБ, рост продолжится: потребление фруктов составит 67 кг на душу населения, а овощей – 107 кг на душу населения.


Валовый сбор овощей в 2024 году, по оценкам РСХБ, может превысить показатели 2023 года на 5% и составит 1,65 млн тонн. С января по сентябрь 2024 года уже собрано 632 тыс. тонн огурцов, 487 тыс. тонн томатов и 28,4 тыс. тонн прочих овощей. Лидером по производству овощей в 2024 году стал Центральный федеральный округ округе (408,4 тыс. тонн, 36% от общего объема собранных овощей защищенного грунта – данные органов управления АПК субъектов РФ, по состоянию на сентябрь 2024 года)[1]. Валовый сбор плодов и ягод также может превысить показатели 2023 года и составит 1,7 млн тонн (+5% к 2023 г.)

Продажи овощей и фруктов также стабильно растут год к году –  объем розничной торговли по итогам первого полугодия 2024 года составил 964 млрд рублей. До конца года, показатель может превысить 2 трлн рублей. Суммарная доля розничных продаж овощей и фруктов в 2024 году составляет 8,2% от оборота розничной торговли пищевыми продуктами в денежном выражении. Доли продаж овощей и фруктов в денежном выражении практически равны – 47% и 53% соответственно.


При этом всплеск торговли овощами традиционно демонстрируют зимние и весенние месяцы этого года: февраль (+9,2% к предыдущему месяцу), март (+23,6% к предыдущему месяцу), апрель (+4,7% к предыдущему месяцу), май (+5,6% к предыдущему месяцу). Продажи фруктов же возрастают преимущественно весной и летом: в феврале (+6,5% к предыдущему месяцу), март (+8,2%), май (+6,5%), июнь (+8,5%) и июль (+4,4%).


«Традиционно существует сезонный спрос на определенные категории продуктов. Продажи экзотичных фруктов и ягод демонстрируют рост в летнее время, а в новогодний период увеличивается спрос на мандарины. Сезонность рынка объясняется двумя периодами: осень, когда поступает большой объем фруктов и овощей после сбора урожая, и весна, когда потребители стремятся восполнить недостаток витаминов в организме после холодов. Помимо базовой потребительской корзины и доступных сезонных предложений, большим потенциалом на рынке овощей и фруктов обладают новые активно набирающие обороты сегменты. К примеру, продажи зеленных культур, салатов, авокадо, киви, нектаринов, абрикосов, персиков превысили 10% в первом полугодии 2024 года. Исходя из того, что спрос на разнообразные фрукты и овощи активно растет, мы можем отметить, что постепенно рацион россиян становится здоровее», - рассказала руководитель Центра устойчивого развития РСХБ Россельхозбанка Наталья Худякова.




[1] Объем валового сбора овощей закрытого грунта по данным Росстата