Агротуризм по-русски: в начале пути

5 сентября 2024

Шесть из десяти россиян хотели бы посетить объекты агротуризма в качестве туриста. Наиболее привлекательные направления - дегустация и покупка фермерских продуктов и знакомство

с историей края.


МОСКВА, 5 сентября 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты совместного исследования с Россельхозбанком, посвященного восприятию россиянами сельского туризма. 

 

Коротко о главном:

  • Большинство россиян (90%) в целом осведомлены о сельском туризме.

  • Почти каждый четвёртый (22%) посещал объекты сельского туризма в течение последних трех лет.

  • При посещении агротура россияне предпочли бы заняться дегустацией фермерских продуктов (83%), познакомиться с историей края, местными традициями (81%), купить фермерские продукты (72%), посетить экскурсию по винодельне (71%), экскурсии по ферме (65%) и остановиться на ночлег в сельском или этно-доме (65%).

 

Сельский туризм: информированность, опыт и планы по посещению

Туристические предложения для россиян становятся все разнообразнее, одно из набирающих популярность направлений – агротуризм[1]. По оценкам Россельхозбанка количество сельских туристов в течение ближайших трех лет вырастет до 7 млн. в год. 5 млрд. рублей государственной помощи будет направлено в 52 региона на организацию кемпингов и глэмпингов[2].


Большинство россиян в целом осведомлены о сельском или агротуризме: доля тех, кто «хорошо знает» и «что-то слышал» про него – 90%, в том числе хорошо знают про данное направление туризма 24%.

 

Больше половины россиян (60%[3]) хотели бы посетить агроферму в качестве туриста. Больший интерес к сельскому туризму демонстрируют женщины (63% vs. 55% среди мужчин) и россияне до 45 лет (67-69% vs. 48-59% в группе старше 45 лет). В течение последних трех лет посещал объекты агротуризма почти каждый четвертый опрошенный (22%), среди тех, кто хорошо знает об этом туристическом направлении, показатель заметно выше – 42%.


Территория проживания также влияет на опыт посещения объектов сельского туризма: в меньшей степени подобный опыт характерен для жителей Дальневосточного федерального округа – 11%, тогда как в других округах этот показатель составляет 19-31%, максимум зафиксирован в Северо-Кавказском округе. Чаще опыт агротуризма имеют и горожане (24-26% среди жителей городов с численностью населения выше 100 тыс. чел., в том числе обеих столиц) в сравнении с сельскими жителями (19%) и жителями небольших населенных пунктов (меньше 100 тыс. чел – 19%).

 

Идеальный агротур

Идеальный агротур для россиян представляет собой поездку выходного дня (61%), куда можно поехать с детьми и родителями (33%) или вдвоем со своей парой (25%), где можно переночевать с определенным комфортом – арендовать дом или коттедж (40%), переночевать в сельской гостинице (31%), апартаментах на территории фермы (26%) или разместиться в глэмпинге (24%).  Определенный потенциал есть и у более продолжительных туров – неделю (22%) и поездок, рассчитанных на компанию друзей (17%).


  • Те, кому ближе формат однодневного отдыха, чаще других предпочитают остановиться в гостинице (39%). Этот вариант также интереснее тем, кто хотел бы поехать в такую поездку вдвоем, парой (35%).

  • В более продолжительные поездки (на неделю) россияне скорее выберут аренду отдельного дома или коттеджа (45%), такой формат более популярен и среди тех, кто хотел бы поехать на отдых с компанией друзей (47%).

  • Глэмпинг (28%) оказался более востребован у тех, кто хотел бы посетить объекты агротуризма в рамках тура выходного дня.

 

Россияне готовы проехать в среднем 350 км от дома или места, где они будут проживать, до фермы. Условный «рекорд» установили жители Дальневосточного округа, они в среднем готовы проехать за впечатлениями от агротуризма почти полтысячи километров (454 км.). А вот столичные жители, напротив, столь дальние расстояния преодолевать не готовы, им предпочтительнее что-то поближе (275 км.).


При этом россияне скорее всего отправились бы на агротур в своем федеральном округе, его они называют в 33-45% случаев. В целом же среди россиян максимальной притягательностью в сфере агротуризма обладают Юг (17%) и Центральная Россия (16%), в меньшей степени видится интересным с этой точки зрения Урал (4%).


  • Молодежь (18-24 лет) как наиболее мобильная часть общества готова проехать до фермы больше, чем другие возрастные группы (572 км., это в два раза больше по сравнению с расстоянием, которое указывали граждане старше 60 лет, – 283 км.). Ранее ВЦИОМ выяснил, что молодежь также готова потратить больше других времени на поездки и за событийным туризмом.

Наиболее предпочтительный для россиян вариант добраться до объектов агротуризма — это организованный трансфер (62%), второй по популярности вариант – на личном автомобиле (57%). Общественный транспорт выбрали 15%, то есть комфортные условия играют важную роль в организации таких поездок.

 

Сельский туризм: чем заняться?...

Спектр возможных занятий в агротуре, представляющих потенциальный интерес для россиян, весьма широк. Чаше всего опрошенные предпочли бы продегустировать фермерские продукты (83%)[4]; познакомиться с историей края, местными традициями – 81%; купить фермерские продукты – (72%); посетить экскурсию по винодельне (71%); посетить экскурсию по ферме (65%); остановиться на ночлег в сельском или этно-доме (65%). Эти результаты указывают на выраженный гастрономический фокус в представлениях об агротуризме, а также об определенном запросе на познавательный вектор.


В числе других популярных вариантов – сбор грибов и ягод (63%), конная прогулка (62%), кормление животных (60%), народные гуляния на ярмарке (59%), джип-туры/ туры на квадроциклах (55%), сбор винограда (54%), контактный зоопарк (53%), рыбалка (53%). Нижние строки занимают дегустация алкогольных напитков (49%), дойка коров/ коз (26%) и охота (21%). Высокие цифры по этим вариантам свидетельствуют о том, что агротуризм воспринимается как активный вид отдыха, а также о таком его элементе как взаимодействие с животными.

 

  • Женщины демонстрируют больший интерес практически ко всем перечисленным видам отдыха, исключение составляют типичные «мужские» занятия - рыбалка (61% мужчин и 46% женщин), охота (35% мужчин и 10% женщин) и джип-туры, туры на квадроциклах (57% мужчин и 52% женщин). В особенности привлекательными для женщин оказались возможность покормить животных (67% vs.52% среди мужчин), народные гуляния (65% vs.52% среди мужчин) и экскурсии по ферме (71% vs.58% среди мужчин).

  • «Универсальным» форматом отдыха, который примерно в равной степени интересен россиянам всех возрастов, можно назвать дегустацию фермерских продуктов (81-89%), алкогольных напитков (43-54%) и экскурсию по ферме (60-70%) или винодельне (66-74%).

  • Молодёжь и россияне 35-44 лет чаще интересуются активными видами отдыха -  джип-туры/ туры на квадроциклах (67-71% vs.35-51% после 45 лет), охота (27-29% vs.13-19% после 45 лет), конная прогулка (71-81% vs. 44-58% после 45 лет). После 45 лет чаще с интересом говорят о сборе ягод и грибов (67-69% vs. 54-59% в группе до 45 лет).

Траты в агротуре

Мнение россиян о предпочтительных форматах оплаты при покупке агротура разделилось: 40% хотели бы оплатить тур частично заранее, частично на месте, 30% – заранее и 24% – на месте. Причем молодежь чаще предпочитает заблаговременную оплату (38-43% среди 18-34-летних), а россияне старше 60 лет – оплату на месте (32%).

На покупку фермерской продукции в рамках одной поездки в сельскую местность 16% россиян готовы потратить сумму до 1500 рублей; 25% – от 1501-3000 рублей; 20% – от 3001-5000 рублей, 14% на сумму от 5001 рублей и более. В общей сложности шесть (61%) из десяти опрошенных не готовы тратить больше 5000 рублей на покупку фермерских продуктов в рамках одной поездки.

 

Финансы в путешествиях

Наиболее популярный способ оплат в путешествиях – банковская карта, ей пользуются восемь из десяти россиян (80%). Наличный расчет предпочитает каждый десятый (10%), а среди молодежи до 34 лет – только каждый двадцатый (5-6%). Другие варианты оказались еще менее востребованными: перевод денежных средств по номеру телефона (5%) и перевод по OR-коду (2%).


Среди предложенного списка банковских продуктов по лояльности наибольшей популярностью пользуется банковский кешбэк на покупки для путешествий (например, бронирование отелей, билетов, туров) – 15%. На втором месте - специальные предложения от партнеров банков и возможность оплачивать туры или билеты в рассрочку (по 8%). Еще 5% в течение последнего года пользовались бизнес-залом в аэропорту бесплатно по банковской карте, 3% брали кредит для путешествия. Половина россиян (50%) не используют банковские возможности для путешествий.

 

"Объекты агротуризма должны соответствовать высоким стандартам сервиса и качества инфраструктуры. Это возможно за счет использования мобильных средств размещения, например, глэмпингов. Кроме того, можно создать единого оператора, который возьмет процесс стандартизации на себя, укажет фермерам, как эффективно организовать турпоток и максимизировать прибыль. А туристам - поможет обеспечить комфортное, безопасное проживание и насыщенную программу", - глава Россельхозбанка Борис Листов.

 

Всероссийский опрос по вероятностной онлайн панели «ВЦИОМ-Онлайн» проведен 27-29 августа 2024 г. В опросе приняли участие 1247 россиян в возрасте от 18 лет. Метод опроса — онлайн опрос. Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,8%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

 



[1] Под сельским туризмом (агротуризмом) подразумевается поездка горожан на фермы и сельскохозяйственные предприятия - винодельни, сыроварни, зоофермы и прочее.

[2] https://svoefermerstvo.ru/svoemedia/articles/sel-skij-turizm-2024-bol-she-turistov-i-gospodderzhki

[3] Сумма баллов «4» и «5» по шкале от 1 («совсем не хотел бы») до 5 («очень хотел бы»).

[4] Указана сумма баллов «4» и «5» по каждому виду занятия по шкале от 1 («совсем не хотел бы») до 5 («очень хотел бы»).