Кибербезопасность (компьютерная безопасность) — комплекс мер, направленный на защиту информации пользователей электронных устройств. Это отдельная отрасль IT, занимающаяся защитой данных от различных угроз.
Вредоносное программное обеспечение (вирусы)
Компьютерные программы, которые разработаны для несанкционированного доступа к компьютеру или сети, нанесения ущерба информации, кражи личных данных, перехвата паролей или управления системой без ведома пользователя.
Фишинг
Метод атаки, при котором злоумышленники пытаются получить доступ к личным данным пользователей — паролям, номерам кредитных карт или банковским счетам, путём маскировки под доверенные источники, такие как платёжные системы, социальные сети или онлайн-магазины и сервисы.
Мошенничество на маркетплейсах и сайтах объявлений
Мошенники могут выступать в роли продавцов или покупателей на торговых площадках и сайтах объявлений, чтобы выманивать данные и красть деньги.
Мошенничество в социальных сетях
Взлом аккаунтов и рассылка от друзей с целью наживы.
Публичный Wi-Fi
В таких сетях злоумышленники могут легко перехватывать и изменять передаваемую информацию между устройством пользователя и интернетом, не вызывая подозрений.
Соблюдение мер безопасности обеспечивает защиту данных – финансов, паролей, личных документов, бухгалтерской отчётности.
Киберпреступники часто используют вредоносные вирусные программы, которые заставляют компьютер пользователя делать то, что нужно мошеннику. Для установки такой программы бывает достаточно зайти на заражённый сайт.
Часто мошенники пытаются получить конфиденциальную информацию — пароли, номера кредитных карт, выдавая себя за надёжные и доверенные источники. Например, они могут отправить электронное письмо, которое кажется подлинным от банка или онлайн-магазина, и попросить вас ввести свои личные данные на поддельном сайте, который выглядит, как настоящий. Целью фишинга является кража вашей личной информации и злоупотребление ею. Поэтому не стоит предоставлять личные данные на подозрительных сайтах или по электронной почте.
Как покупать товары и услуги онлайн и не стать жертвой мошенников
Внимательно читайте правила пользования маркетплейсом
Всегда оставайтесь на ресурсах торговой площадки, не переходя на электронную почту, мессенджеры, телефон при общении с потенциальными покупателями
Не вводите срок действия своей банковской карты и CVV-код — они нужны только для оплаты, а не для получения денег на карту
Пользуйтесь встроенными функциями безопасной сделки либо доставкой с оплатой при получении товара
Заведите для интернет-покупок отдельную карту, например, виртуальную. Деньги на неё переводите только тогда, когда собираетесь совершить покупку.
Если покупаете в интернет-магазине, а не на маркетплейсе, выбирайте точки, где есть возможность самовывоза и оплаты курьеру по факту доставки
При получении покупки наложенным платежом заранее выясните вес заказанного товара и попросите сотрудников почты взвесить посылку. Если вес слишком маленький, откажитесь от получения
При получении товара на почте попросите сотрудников присутствовать при вскрытии и в случае, если отправление не соответствует ожиданиям, составить акт по форме 51. С этим документом обратитесь в полицию.
Киберпреступники часто используют вредоносные вирусные программы, которые заставляют компьютер делать то, что нужно мошеннику. Для установки такой программы бывает достаточно зайти на заражённый сайт.
Как обманывают мошенники в социальных сетях?
Взламывают аккаунты и от имени владельца рассылают просьбы о помощи, например, сообщения о трагедии в семье.
Заманивают бесплатными товарами в ленте новостей, просят оплатить доставку или услуги посредника.
Размещают рекламные предложения от имени банков или известных организации об акции или выигрыше.
Рассылают фишинговые ссылки под предлогом голосования в конкурсе, сбора подписей под петициями, прохождения опроса. Их цель – похитить деньги или доступ к аккаунту.
Совет от Россельхозбанка
Если вам звонят якобы из банка, не озвучивайте ПИН-код, CVV/ CVC-код (трехзначный номер на оборотной стороне карты), коды подтверждения из СМС-сообщений и логин-пароль для входа в «Мобильный банк» или «Интернет-банк». Сотрудники банка никогда не звонят с требованием перевода денежных средств на чужие карты, счета или номера мобильных телефонов.
Россельхозбанк заботится о своих клиентах, поэтому разработал программу защиты денег на банковской карте. Для нас важно сохранить ваши сбережения от мошеннических действий.