Популярные виды мошенничества и способы защиты от них
Мошенники оказывают психологическое воздействие на человека таким образом, чтобы он раскрыл личные или финансовые данные, перевел им деньги или даже взял кредит для последующей передачи средств в чужие руки.
Злоумышленники пытаются вывести человека из спокойного состояния и усыпить логическое мышление. Для этого они могут запугивать, торопить и оказывать давление. Или, напротив, стараться заинтересовать и обрадовать внезапной выгодой. Схемы мошенников часто выглядят очень правдоподобно, так как они используют самые обсуждаемые новости или события.
Для хищения информации о банковской карте, мошенники используют:
Скиммер (накладка на картоприемник – отверстие, куда вставляются карты) считывает данные с карты.
Накладку на клавиатуру (повторяет внешний вид клавиатуры).
Мини-камеру фиксирующую пин-код.
Захват (удержание) карты в банкомате с помощью различных устройств.
Для хищения карты, в картоприемник вставляют клейкую ленту, фотопленку, которая не дает карте ни проскочить внутрь банкомата, ни быть вытолкнутой обратно законному владельцу.
Параметры фальшивых магазинов:
Одностраничный сайт с огромной скидкой.
Сайт без указания контактных данных.
Отсутствуют дополнительные контактные данные.
У магазина нет отзывов, домен новый.
Нет способа оплаты картой или же оплата производится переводом на карту физического лица.
Чрезмерно навязчивое общение по телефону с целью быстрой продажи.
Клиенту поступает звонок. Беспокоят якобы, из банка и сообщают, что с карты производится перевод выдуманному лицу.
Прикрываясь службой безопасности банка, требуют сообщить данные карты для проверки. Если проверку не пройти, карту, якобы, заблокируют.
Присылают смс о блокировке карты, подменяя номер отправителя. Человек набирает номер прямо из смс, и попадает на мошенников.
Направляют смс о зачислении средств. Затем звонят, говорят, что «по ошибке» зачислили деньги и просят их вернуть на свой номер.
Мошенники часто делают рассылку по электронной почте, СМС или в мессенджерах. Письмо может состоять из мотивирующего текста и ссылки или QR-кода на мошеннический ресурс. Выглядят такие послания как письма из настоящих компаний, которым вы привыкли доверять.
Примеры мошеннических писем:
Сообщение о блокировке профиля на другом ресурсе. Указываются причины: взлом пароля, рассылка спама, черный список, нехватка памяти.
Предложение оплатить со скидкой штраф ГИБДД или другой платёж.
Предложение установить программу, скачать книгу или фильм.
Сообщение со взломанного аккаунта в соцсетях с просьбой пройти опрос, проголосовать в конкурсе и так далее.
Предложение купить популярный товар с большой скидкой на сайте-подделке под известную торговую платформу.
Тема письма «Вам положена социальная выплата!»
Выигрыш в лотерею или в конкурсе.
Сделали соучастником. Мошенник просит посторонних снять деньги с карты за небольшое вознаграждение.
Прерванная транзакция. Мошенник начинает операцию, не требующую карты, в завершающий момент операции на экране устройства возникает требование ввести карту и пин-код. Подошедший за ним клиент банка видит на дисплее устройства картину, напоминающую стартовый экран работы с предложением ввести карту. Введя все данные в терминал, с карты немедленно списываются средства по операции предыдущего «клиента».
Обвинили в пропаже денег. Мошенник делает вид, что его карта застряла в банкомате. Он просит помочь, когда карта извлечена, мошенник проверяет баланс и заявляет, что пропали деньги. Он обвиняет в этом помощника. Человек предпочитает отдать деньги, чтобы прекратить конфликт.
Финансовая пирамида – это структура, в которой доход первым участникам выплачивается за счет вкладов последующих участников. Признаки финансовой пирамиды
Отсутствие лицензии на осуществлении деятельности на финансовом рынке/информации в реестре на сайте Банка России.
Обещание высокой доходности, в несколько раз превышающей рыночный уровень.
Агрессивная реклама в средствах массовой информации, в сети Интернет с гарантией высокой доходности.
Отсутствие достоверной информации о финансовом положении организации. Данные по выручке и прибыли можно найти в открытых источниках в интернете.
Нет точного определения деятельности компании.
1. В полицию
Кража денег — это уголовное преступление и им должна заниматься
полиция.
Оставьте заявление о действиях мошенников:
по телефону горячей линии МВД 8-800-222-74-47
на сайте МВД
в отделении полиции по месту жительства.
Когда дежурный в отделении полиции примет заявление, он обязан выдать вам талон-уведомление. Это означает, что заявление принято.
Обратитесь в банк с заявлением о оспаривании платежа. К заявлению приложите доказательства, что не получили оплаченный товар или услугу — чеки, скриншоты переписки, фото, распечатки звонков. Платёжная система рассмотрит запрос — если он будет удовлетворён, деньги вернутся на карту.
Позвоните в банк и заблокируйте карты. Через мобильного оператора заблокируйте сим-карты. Замените сим-карту и затем через банк замените привязанный к карте номер.
Важно действовать быстро:
Позвонить в банк, сообщите о проблеме и заблокируйте карту.
Запросить подробную выписку со счёта, где будет указано, куда переведены деньги.
Написать заявление в отделении банка о несогласии с операцией по списанию средств.
Банк рассмотрит обращения и направит ответ.